Выработка на крупнейших российских предприятиях увеличилась в период с 2012 по 2023 годы, несмотря на остановку деятельности в пандемию, санкции и слабое влияние роста производительности на зарплаты. Сообщил РБК

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного экспертами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ (ВШБ): Юлианой Вербицкой, заместителем директора Центра управленческой аналитики ВШБ, Катариной Андреевой, доцентом, заведующей Лабораторией операционной эффективности ВШБ, а также Григорием Баевым, доцентом ВШБ, академическим руководителем магистерской программы «Операционная эффективность и производственные системы».  

Мероприятие состоялось в рамках регулярных презентаций исследовательских проектов Высшей школы бизнеса ВШЭ. Участники – экспертное и бизнес сообщество, выпускники программ MBA ВШБ, студенты профильной магистратуры, специалисты по операционной эффективности. 

В панельной дискуссии вместе с авторами исследования приняли участие Андрей Казанков, директор по стратегии, Светогорский ЦБК; Николай Попович, член совета управляющих, Вкусвилл; Алексей Порошкин, руководитель практики Implementation, младший партнёр, Яков и Партнёры и Вера Ребязина, заместитель директора ВШБ по исследованиям. 

В выборку вошла 71 компания из списка крупнейших по выручке российских компаний RAEX-600. Анализ охватывал 10 отраслевых групп, включая нефтяную и газовую промышленность; металлургию и горнодобычу; химию и производство минеральных удобрений; инфраструктуру и транспорт; машиностроение; финансовый сектор; электроэнергетику; телекоммуникации, связь и ИТ; а также розничную торговлю. Источники данных: годовая отчетность компаний по МСФО за 2012-2023 годы, годовые отчеты, отчеты об устойчивом развитии и ESG books. Во второй части исследования, проведенной совместно с hh.ru весной 2024 года, были опрошены 108 руководителей о метриках производительности труда в их компаниях, динамике показателей за последние годы, применяемым методам и инструментам повышения операционной эффективности.

В представленных отраслях все компании демонстрировали колебания или падения выручки в одни и те же годы, также менялись и объемы производства. Наиболее часто в кризисные годы наблюдалось ухудшение показателей, однако у некоторых компаний выручка и объемы продолжали расти даже в условиях кризиса. Например, финансовому сектору санкционный кризис пошел на пользу – в 2023 году у всех выросли выручка и выработка. В 2022 году банки понесли потери в 1,5 трлн рублей, но уже в 2023 году получили рекордную чистую прибыль в 3,3 трлн рублей. Деловая активность ожила, реализовался отложенный спрос на кредиты.

Среди лидеров по росту выработки с 2012 по 2023 годы ДВМП (25,2%), Трансконтейнер (20,2%) и ТМХ (17,3%), СОГАЗ (17,1%), Альфа-банк (16,4%) АльфаСтрахование (16,3%), Фосагро (15,7%), ВТБ (15,5%), КАМАЗ (14,6%) и Татнефть (14,0%). Медианный среднегодовой прирост выработки у компаний выборки составил 7,5%, медианный среднегодовой рост выручки — 9,7%. 

В сравнении с результатами опроса динамика выработки в крупнейших компаниях оказалась лучше, чем у предприятий меньшего размера. Согласно исследованию, 31% компаний – респондентов опроса ВШБ и hh.ru из малого, среднего и крупного бизнеса отмечают рост выработки в течение пяти последних лет, 22% сообщили о постоян­ных колебаниях выработки в зависимости от рыночных цен, инфляции, валютных курсов и только 19% заявили, что выработка не менялась или показала не­большое снижение.

«Многие предприятия выборки занимают монопольное положение на своих рынках, либо они в 2022–2023 годах выиграли от ухода иностранных конкурентов или не­доступности зарубежных рынков, сервисов и продукции для российских покупателей. Безусловные бенефициары санкций – компании финансового сектора и отрасли ИТ», – сообщила Юлиана Вербицкая, заместитель директора Центра управленческой аналитики ВШБ 

Исследователи отметили, что десять компаний выборки показали результаты, превосходящие медианные показатели в США. Среди них – Газпром нефть, Московская биржа, Русснефть, Сибур, Яндекс, Юнипро и Роснефть.

Зарплаты у компаний выборки росли быстрее, нежели увеличивалась производительность труда: среднегодовой рост фонда оплаты труда превышает темпы роста производительности труда у 41 из 71 компании. Причина – усиливающийся дефицит кадров, следствие – рост зарплатоемкости продукции. 55% респондентов отметили рост зарплатоемкости продукции, а 85% компаний, сообщивших о росте зарплатоемкости, сказали, что причиной стало вынужденное повышение зарплат из-за дефицита кадров и риска высокой теку­чести кадров. 

В исследовании также изучались зависимости между удельной выработкой, капитальными затратами (CAPEX), численностью сотрудников и расходами на персонал. “Компании с большими капитальными затратами почти не делятся выгодой от роста производительности с работниками — то есть не прибавляют им жалованье, когда выработка увеличивается (у остальных фонд оплаты труда рос почти на 3% при повышении выработки на 10%). И у таких предприятий на 2 п.п. медленнее растут расходы на персонал при увеличении численности работников, чем у компаний с низкими капитальными затратами. В этом преимущества большого CAPEX”, – отметила Юлиана Вербицкая. 

Авторы исследования отметили, что крупнейшие предприятия перестают полагаться на сокращения и начинают акцентировать внимание на обучении и автоматизации. Наиболее популярной практикой в 2024 году стало улучшение бизнес-процессов, отмеченное 55% опрошенных. Вторая по популярности мера – повышение квалификации сотрудников (48%). Это подчеркивает важность инвестиций в человеческий капитал для достижения устойчивого роста производительности.

Тот факт, что второй по популярности практикой для повышения производительности труда является обучение, говорит о достаточно зрелом подходе компаний. Любой проект повышения производительности труда предполагает внедрение инструментов повышения операционной эффективности, например, стандартных операционных процедур, организации рабочего пространства. Этим инструментам и подходам необходимо обучить сотрудников, иначе невозможна приживаемость результатов проекта. Поэтому существует серьезный запрос на прикладные программы повышения квалификации. Подобные программы вместе с лидерами крупного бизнеса мы разработали в рамках Лаборатории операционной эффективности Высшей школы бизнеса ВШЭ. А фундаментальную подготовку специалистов по повышению операционной эффективности мы ведём на базе магистратуры “Операционная эффективность и производственные системы”, – подчеркнул Григорий Баев, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Полностью результаты исследования доступны в сборнике аналитических статей “Операционная эффективность”, издаваемом ВШБ. Седьмой в серии «Новое в менеджменте» сборник также содержит аналитические статьи о методах повышения операционной эффективности, государственных программах увеличения производительности и передовом опыте отечественных компаний.