29 декабря 2022 года подписан и официально опубликован Федеральный закон, вносящий изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии»), а также в иные законодательные акты Российской Федерации.

Одним из предметов правового регулирования Федерального закона является установление особенностей оборота оружия в отношении граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, а также добровольно поступивших в добровольческие формирования (далее – мобилизованные граждане и добровольцы).

Так, мобилизованные граждане и добровольцы имеют право сдать на хранение принадлежащие им на законных основаниях оружие и патроны к нему в Росгвардию или ее территориальный орган либо в органы внутренних дел, которые, в свою очередь, обязаны принять и безвозмездно хранить сданные оружие и патроны к нему указанными гражданами в период прохождения ими военной службы, а также в период их пребывания в добровольческом формировании. При этом период хранения оружия засчитывается в периоды владения таким оружием, предусмотренные для приобретения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, имеющего более двух стволов или магазин (барабан), а также охотничьего и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, в том числе в случае истечения срока действия соответствующих разрешений или их аннулирования на основании добровольного отказа.

При увольнении мобилизованных граждан с военной службы или прекращении контракта о пребывании в добровольческом формировании Росгвардия или ее территориальный орган осуществляет возврат принятых на хранение оружия и патронов к нему их владельцам. Кроме того, Федеральным законом работники ведомственной охраны наделяются правом применения специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным судам в воздушном пространстве в целях отражения нападения на охраняемые объекты, работников ведомственной охраны или лиц, находящихся на этих объектах. Также в целях повышения эффективности государственного управления в сфере оборота оружия, усиления контроля за законностью владения оружием гражданами Российской Федерации и предупреждения его использования в противоправных целях Федеральным законом устанавливаются дополнительные основания, препятствующие выдаче лицензий на приобретение, коллекционирование и экспонирование оружия гражданам Российской Федерации, подозреваемым или обвиняемым в совершении умышленного преступления, а также освобожденным судом от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления с назначением судебного штрафа, либо по основаниям, не дающим права на реабилитацию в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, – до истечения двух лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Кроме того, такие лицензии не смогут получить граждане Российской Федерации, в отношении которых по результатам проверки, проведенной органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности, будет вынесено заключение о наличии опасности нарушения прав и свобод граждан, угрозы государственной или общественной безопасности (далее – заключение).

Перед принятием решения о вынесении заключения в отношении граждан Российской Федерации, впервые приобретающих оружие на основании лицензии на его приобретение либо представивших заявление на получение лицензий на коллекционирование или экспонирование оружия и патронов к нему, органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности будет проводиться проверка. Вместе с тем Федеральным законом предусматривается возможность принятия решения об изъятия оружия и патронов к нему в отношении граждан, уже владеющих оружием, в случаях вынесения в отношении них органами внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности заключения в рамках реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации полномочий. Срок действия заключения составляет два года со дня его вынесения. В то же время действие заключения прекращается ранее указанного срока в случае отзыва заключения органом, который его вынес.

При этом Федеральным законом предусматривается механизм обжалования в судебном порядке как самого заключения, так и отказа в предоставлении гражданину Российской Федерации, в отношении которого вынесено заключение, сведений о полученной о нем информации, либо предоставления таких сведений не в полном объеме. Одновременно с этим законность такого отказа смогут проверить и органы прокуратуры. Кроме того, граждане Российской Федерации, как и ранее, могут обжаловать и отказ в выдаче лицензии на приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия и патронов к нему в судебном порядке в органах прокуратуры, в Росгвардии или ее территориальных органах.

Следует отметить, что предлагаемый правовой институт принятия решения о выдаче разрешительных документов на основании результатов проверки правоохранительных органов не является новым. Аналогичная норма закреплена в Законе Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (пункт 8 части 4 статьи 6 и пункт 8 части 2 статьи 11.1) в отношении частных детективов и частных охранников.

Кроме того, схожие заключения выносятся органами внутренних дел в целях допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Запрет на приобретение оружия на основании вынесенного заключения хотя и представляет собой неблагоприятное последствие – по своей природе не относится к мерам ответственности и не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан, поскольку является административно-предупредительной мерой, введение которой направлено на защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение общественной безопасности и преследует правомерные, конституционно оправданные цели. Наличие заключения, вынесенного в отношении гражданина – владельца оружия, будет являться основанием для временного изъятия оружия и патронов к нему без аннулирования разрешительных документов.

Также Федеральным законом предусмотрено положение, в соответствии с которым период хранения в войсках национальной гвардии Российской Федерации либо в органах внутренних дел оружия, изъятого в связи с вынесением заключения, засчитывается в периоды владения таким оружием, предусмотренные для приобретения огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, имеющего более двух стволов или магазин (барабан), а также охотничьего и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, в том числе в случае истечения срока действия соответствующих разрешений или их аннулирования на основании добровольного отказа.

Изменения в Федеральный закон «Об оружии», касающиеся особенностей оборота оружия в отношении мобилизованных граждан и добровольцев, а также изменения в Федеральный закон от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране» о применении работниками ведомственной охраны специальных технических средств противодействия беспилотным воздушным судам вступили в силу со дня официального опубликования Федерального закона. Изменения в части установления дополнительных условий, исключающих возможность выдачи лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия в отношении отдельных категорий граждан Российской Федерации, вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона.

Отдел лицензионно-разрешительной работы по г. Томску Управления Росгвардии по Томской области:

Октябрьский район: 8(3822) 58-90-54

Советский район: 8(3822) 58-90-55

Ленинский район: 8(3822) 58-90-56

Кировский район: 8(3822) 58-90-57

Томский район: 8(3822) 58-90-58

ЗАТО Северск: 8(3823) 99-59-75